Каталог заданий.
Работа с историческими документами
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 1190
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Пред­ста­ви­тель древ­не­го рода ту­ров­ских кня­зей, по­ли­ти­че­ский де­я­тель ВКЛ XVI в., ме­це­нат. За­ни­мал выс­шие го­су­дар­ствен­ные посты в кня­же­стве. Вы­да­ю­щий­ся пол­ко­во­дец, одер­жал по­бе­ду более чем в 60 бит­вах, в том числе в битве под Оршей (1514).


Ответ:

2
Задание № 1240
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Фи­ло­соф-ате­ист XVII в. За­кон­чил Ви­лен­скую ака­де­мию, учи­тель­ство­вал, имел юри­ди­че­скую прак­ти­ку. В своем трак­та­те «О не­су­ще­ство­ва­нии Бога» писал: «Че­ло­век  — тво­рец бога, а бог  — со­зда­ние че­ло­ве­ка...». В 1689 г. со­глас­но при­го­во­ру сей­мо­во­го суда Речи Поспо­ли­той был каз­нен.


Ответ:

3
Задание № 1290
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

По­ли­ти­че­ский де­я­тель XVI в., со­вет­ник ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го Алек­сандра. После смер­ти князя в 1508 г. воз­гла­вил вы­ступ­ле­ние про­тив вла­сти Си­гиз­мун­да (Жи­ги­мон­та) I Ста­ро­го с целью раз­де­ле­ния стра­ны и со­зда­ния са­мо­сто­я­тель­но­го го­су­дар­ства при под­держ­ке Моск­вы.


Ответ:

4
Задание № 2150
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из акта Ягай­ло и его бра­тьев о союзе Литвы с Поль­шей.

 

«...Послы его [Ягай­ло]... пред­став перед ко­ро­ле­вой вен­гер­ской, таким об­ра­зом, из­ла­гая дело, го­во­ри­ли: “...яс­ней­шая пани... возь­ми ве­ли­ко­го князя Ягай­ло сыном и отдай ему в жены самую лю­би­мую дочь свою Яд­ви­гу, ко­ро­ле­ву поль­скую. ...Ве­ли­кий князь Ягай­ло... стре­мит­ся при­нять веру ка­то­ли­че­скую... Тот же ве­ли­кий князь Ягай­ло обе­ща­ет и га­ран­ти­ру­ет... вер­нуть Ко­ро­лев­ству Поль­ско­му все края, кем бы они от него не ото­рва­ны и за­бра­ны... На­ко­нец, тот же ве­ли­кий князь Ягай­ло обе­ща­ет свои земли ли­тов­ские и рус­ские на веч­ные вре­ме­на к Ко­ро­не Ко­ро­лев­ства Поль­ско­го при­со­еди­нить”».

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

1)  одним из усло­вий унии яв­ля­лось со­хра­не­ние пол­но­го су­ве­ре­ни­те­та ВКЛ;

2)  со­глас­но до­ку­мен­ту Ягай­ло обе­ща­ет при­нять пра­во­сла­вие и рас­про­стра­нить его на ли­тов­ские земли;

3)  в за­да­нии пред­став­ле­на вы­держ­ка из акта Крев­ской унии;

4)  со­глас­но до­ку­мен­ту Ягай­ло обе­ща­ет вер­нуть Поль­ше утра­чен­ные ранее земли;

5)  дан­ный акт был под­пи­сан в 1401 г.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 12.


Ответ:

5
Задание № 214
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из 10-й ста­тьи Ста­ту­та ВКЛ 1588 г.

 

«...Усё ры­цар­ства, шлях­ту Вялікага Княст­ва, пры воль­на­сцях іх звы­к­лых, якія ад нас, гас­па­да­ра, і ад прод­каў нашых ім на­дад­зе­ны, буд­зем павінны захоўваць і тры­ма­ць...»

 

Дан­ный до­ку­мент сви­де­тель­ству­ет о (об):



6
Задание № 314
i

По­след­ний ко­роль Речи Поспо­ли­той (1764—1795) (см. порт­рет), сто­рон­ник уме­рен­ных ре­форм го­су­дар­ствен­но­го строя, ко­то­рый урав­нял в пра­вах ка­то­ли­че­скую и дис­си­дент­скую шлях­ту,  — это:



7
Задание № 364
i

Ко­роль Речи Поспо­ли­той с 1697 г. из сак­сон­ской ди­на­стии Вет­ти­нов (см. порт­рет), ко­то­рый стре­мил­ся пре­вра­тить Речь Поспо­ли­тую в на­след­ствен­ное вла­де­ние Сак­со­нии и при под­держ­ке Рос­сии при­дать своей вла­сти не­огра­ни­чен­ный ха­рак­тер,  — это:



8
Задание № 414
i

Со­рат­ник Т. Ко­стюш­ко (см. порт­рет), поэт, ин­же­нер-пол­ков­ник, пред­ста­ви­тель «яко­бин­ско­го» те­че­ния в вос­ста­нии 1794 г., погиб при штур­ме Вар­ша­вы вой­ска­ми А. Су­во­ро­ва  — это:



9
Задание № 764
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ате­и­сти­че­ско­го про­из­ве­де­ния вто­рой по­ло­ви­ны XVII в.

 

«...Че­ло­век  — тво­рец бога, а бог  — со­зда­ние че­ло­ве­ка. Таким об­ра­зом,  — люди  — твор­цы и со­зда­те­ли бога...

...Ре­ли­гия уста­нов­ле­на лю­дь­ми не­ве­ру­ю­щи­ми, чтобы их по­чи­та­ли... Вера в бога вве­де­на без­бож­ни­ка­ми. Страх божий все­ля­ет­ся теми, кто, не имея стра­ха, все де­ла­ет для того, чтобы (их) бо­я­лись».

 

Опре­де­ли­те фа­ми­лию ав­то­ра про­из­ве­де­ния:



10
Задание № 814
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из Мо­ги­лев­ской хро­ни­ки.

 

«...В год 1708... Швед­ский ко­роль, не удо­вле­тво­рив­шись та­ки­ми про­ви­ан­та­ми и кон­три­бу­ци­он­ны­ми день­га­ми, сам объ­е­хал наи­луч­шие церк­ви... при­ка­зал, чтобы тут же вы­да­ли от церк­ви не­сколь­ко сотен фун­тов се­реб­ра... и при­гро­зил, что, если не вы­даст, при­ка­жет все раз­гра­бить, а город сжечь. Так, го­ро­жа­не, оста­ва­ясь в руках су­ро­во­го не­при­я­те­ля, долж­ны были вы­дать цер­ков­но­го се­реб­ра...»

 

Опре­де­ли­те на­зва­ние войны, о ко­то­рой упо­ми­на­ет­ся в тек­сте:



11
Задание № 864
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния «К по­ля­кам и лит­ви­нам» А. Во­ла­на.

 

...Вашых прод­каў не варта ганьбіць на­ра­кан­нем,

Што зду­мелі га­ло­вы доўгім раз­ва­жан­нем,

Як навекі ў дзяр­жа­ве ім адной злучыц­ца

I ўза­ем­на са зго­дай брац­каю любіцца...

Роўны з роўным змірыцца здо­лее заўсёды,

Добры з доб­рым так­са­ма не мінае згоды...

 

Опре­де­ли­те ис­то­ри­че­ское со­бы­тие, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся это про­из­ве­де­ние:



12
Задание № 914
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния «К по­ля­кам и лит­ви­нам» А. Во­ла­на.

 

...Вашых прод­каў не варта ганьбіць на­ра­кан­нем,

Што зду­мелі га­ло­вы доўгім раз­ва­жан­нем,

Як навекі ўдзяр­жа­ве ім адной злучыц­ца I ўза­ем­на са зго­дай брац­каю любіцца...

Роўны з роўным змірыцца здо­лее заўсёды,

Добры з доб­рым так­са­ма не мінае згоды...

 

Со­глас­но тек­сту в ВКЛ стре­ми­лись к:



13
Задание № 1613
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из «Па­ре­не­ти­ки [на­по­ми­на­ния] од­но­го к своей Руси» И. Потея (1605).

 

Не па­мо­жа і вера, як ласкі не маеш.

Па­хва­ля­еш­ся верай, ды Бога не знаеш...

А ці ж вашыя продкі др­эн­нае ўчынілі:

3 Рымам ед­на­сць каб меці, за­хады рабілі.

Вось жа ліст, што таму ўжо сто гадоў пісаны

I да Сікста, да Рыму, вашымі пас­ла­ны.

На­зы­ва­ю­ць там Папу Пас­ты­рам Царкоўным

I Царк­вы Божай нашай Біску­пам вярхоўным...

 

В своем про­из­ве­де­нии И. Потей под­дер­жи­ва­ет идею:



14
Задание № 1614
i

Ру­ко­во­ди­тель ме­ди­цин­ской школы в Грод­но, ос­но­ва­тель пер­во­го в Бе­ла­ру­си бо­та­ни­че­ско­го сада  — это:



15
Задание № 1663
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из «Де­ся­ти­лет­ней по­ве­сти о во­ен­ных делах пана Кришто­фа Рад­зи­вил­ла» А. Римши.

 

...Так ка­роль разам з вой­скам да Дзісны дабраўся,

Над Дзвіною ракою трохі за­тры­маўся...

Поль­ны гет­ман за рэчку мае йсці на­пе­рад,

Першы ён пе­ра­правіць зброю ды жаўнераў.

Тут ка­роль і Бе­ке­ша з вен­грамі ад­правіў,

Каб за гет­ма­нам сле­дам вояў пе­ра­правіў.

Ва­яво­да віленскі быць на­ступ­ны мае,

Сын яго маскоўцам шаб­ляй па­гра­жае.

А затым і Ста­фані [Ба­то­рый] за Дзвіну падаўся,

Там пра По­лацк і Сокал раіцца сабраўся...

 

Опре­де­ли­те, о со­бы­ти­ях какой войны упо­ми­на­ет­ся в про­из­ве­де­нии:



16
Задание № 1664
i

Ос­но­ва­те­лем пер­во­го в Бе­ла­ру­си бо­та­ни­че­ско­го сада, ру­ко­во­ди­те­лем ме­ди­цин­ской школы в Грод­но, ав­то­ром из­да­ния «Флора Литвы» яв­ля­ет­ся:



17
Задание № 1713
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из «Хро­ни­ки поль­ской, ли­тов­ской, жо­мойт­ской и всея Руси» М. Стрый­ков­ско­го.

 

...Глінскі Міхал, як бачыў  — мост ужо га­то­вы,

Да літвы сваёй мовіў гэтакія словы:

Каб за маці-ай­чы­ну мужна ва­явалі,

Ад пагібелі лютай мужна ра­та­валі...

Так казаў, каб ад­важ­на во­ра­га зма­галі

Ды бра­там, што ў няволі, жыцці ра­та­валі...

 

Опре­де­ли­те битву, ко­то­рой по­свя­щен от­ры­вок:



18
Задание № 1714
i

Поэт, пе­ре­вод­чик, пе­да­гог, автор сти­хо­твор­ных сбор­ни­ков «Вер­то­град мно­го­цвет­ный» и «Риф­мо­ло­ги­он, или Сти- хо­слов»  — это:



19
Задание № 1764
i

Рус­ский город, взя­тие ко­то­ро­го вой­ском Сте­фа­на Ба­то­рия в 1580 г. поз­во­ли­ло от­де­лить Ли­во­нию от Мос­ков­ско­го цар­ства,  — это:



20
Задание № 1814
i

В со­от­вет­ствии с Ям-За­поль­ским пе­ре­ми­ри­ем 1582 г.:



21
Задание № 1864
i

Гет­ман ВКЛ, ко­то­рый нанес по­ра­же­ние шве­дам в битве под Кирх­голь­мом 27 сен­тяб­ря 1605 г.,  — это:



22
Задание № 2596
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — пер­вой по­ло­ви­не XVII в.:

1)  уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства лично сво­бод­ных кре­стьян;

2)  ор­га­ни­за­ция фоль­вар­ков;

3)  по­вы­ше­ние при­быль­но­сти сель­ско­го хо­зяй­ства;

4)  па­де­ние до­ход­но­сти го­су­дар­ствен­ных вла­де­ний;

5)  про­ве­де­ние аг­рар­ной ре­фор­мы.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.


Ответ:

23
Задание № 2305
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из за­пис­ки, по­дан­ной Алек­сан­дру I.

 

«Часть Поль­ши, при­со­еди­нен­ная к Рос­сий­ской им­пе­рии, со­став­ля­ла не­ко­гда от­дель­ное са­мо­сто­я­тель­ное вла­де­ние  — Литву... Жи­те­ли его ис­по­кон веков... за­бо­ти­лись о своих пра­вах и были верны своим мо­нар­хам, от­ли­ча­лись му­же­ством и лю­бо­вью к от­чиз­не. Гор­дые своим про­ис­хож­де­ни­ем, лит­ви­ны... со­хра­ни­ли свои обы­чаи, свой граж­дан­ский ко­декс, мест­ное управ­ле­ние, свое вой­ско, вер­хов­ный суд... и даже сейм, со­би­рав­ший­ся по оче­ре­ди в Вар­ша­ве и Грод­но...

Я убеж­ден, что если бы со вре­ме­ни при­со­еди­не­ния к Рос­сии за­бран­ных поль­ских зе­мель была из них об­ра­зо­ва­на одна про­вин­ция, со­хра­не­но имя Литвы и остав­ле­ны ее дав­ние права и если бы из нее был со­здан от­дель­ный край со своим управ­ле­ни­ем, но в ка­че­стве со­еди­нен­но­го и вклю­чен­но­го в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии го­су­дар­ства, то тогда ино­зем­ное вли­я­ние про­ни­ка­ло бы туда с тру­дом».

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

1)  автор за­пис­ки пред­ла­га­ет вос­ста­но­вить ВКЛ и предо­ста­вить кня­же­ству ав­то­но­мию в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии;

2)  ВКЛ была предо­став­ле­на ав­то­но­мия в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии в 1812 г.;

3)  автор за­пис­ки пред­ла­га­ет царю предо­ста­вить бе­ло­рус­ским зем­лям пол­ную не­за­ви­си­мость;

4)  целью вос­ста­нов­ле­ния ВКЛ было не­до­пу­стить под­держ­ки На­по­лео­на по­ме­щи­ка­ми за­пад­ных гу­бер­ний;

5)  автор за­пис­ки вы­сту­па­ет за вос­ста­нов­ле­ние Речи Поспо­ли­той в гра­ни­цах 1772 г.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.


Ответ:

24
Задание № 1400
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та и за­пи­ши­те на­зва­ние кре­стьян­ской по­вин­но­сти, о ко­то­рой со­об­ща­ет­ся в тек­сте.

 

«Кто б после за­ка­за не вышел на ра­бо­ту, то за такое не­по­слу­ша­ние дол­жен от­ра­бо­тать за пер­вый день два дня, не по­ки­дая тер­ри­то­рии пан­ско­го двора, аза вто­рой  — че­ты­ре дня, тоже на­хо­дясь при дворе. Если кто-либо не вышел на ра­бо­ту все три дня или на про­тя­же­нии шести не­дель раз в не­де­лю, то за эту не­де­лю в цепях дол­жен ра­бо­тать при дворе».


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.